Еще в феврале нынешнего года мне сделали подарок в виде ручного электрорубанка Интерскол Р-102/1100ЭМ китайского производства. Выбирал я его сам исходя из отзывов пользователей. По своей мощности в 1100 заявленных ватт он наиболее приспособлен для обработки древесины шириной до 102мм. На базе этого двигателя есть образец с более широким валом (120мм) но по мнению тех самых пользователей мощности явно мало для обработки на всю ширину ножей да и цена у такого рубанка весомо больше, поэтому остановил выбор на этом экземпляре, тем более что для строгания больших поверхностей у меня имеется стационарный фуганок, не идеальный конечно но тем не менее вполне пригодный для придания горбатым и винтообразным заготовкам плоскость хотя бы для дальнейшего распила.

Что касается необходимости этого инструмента, то на него я возлагал возможность использования в качестве рейсмуса для изготовления планок обшивки лодки, которые должны быть одинаковой толщины на всем протяжении по длине. Существуют способы такой трасформации, но мне не подходящие либо примитивностью либо сложностью и в голову пришло решение использования клина для изменения просвета между столиком и ножевым валом. При кажущейся простоте все же вручную идеальные клинья получить сложно, но я попытался и для моих нужд такого рейсмуса вполне достаточно. Можно заказать клинья на лазерную резку и тогда приспособление можно будет назвать идеальным в смысле геометрии, но конечно не функциональности. Под этим термином я прежде всего подразумеваю отсутствие автоматической подачи и оперативное изменение просвета. Тем не менее поделюсь опытом , может кому то это послужит не самым плохим примером для развития идеи. Не приписываю саму идею себе, так как наверняка существуют подобные самоделки но мне они не встретились и я могу с легким сердцем записать подобную поделку в список своих не больших, но полезных изобретений. И так, поскольку рубанок не предназначен для использования как стационарное устройство, необходимо было его снабдить некоей плитой, находящейся в плоскости резания.Подошва рубанка имеет толщину 10.5мм и у меня оставался кусок пластика толщиной около 8-ми мм. На фрезере была сделана выборка под выступающие щитки и чрез прокладку, изготовленную из алюминиевого листа 3мм.,новая подошва была закреплена к корпусу штатными винтами.

 

 

 

 

 

 

С помощью такой плиты инструмент, перевернув "вверх ногами" можно использовать как стационар закрепив на столе в выфрезерованном окне со ступенькой на глубину плиты. А теперь о рейсмусе. Набросал эскиз взаимодействия двух встречных клиньев и расчитал длину так чтобы было легче ориентироваться в изменении величины просвета. Так пришел к варианту, когда при линейном перемещении подвижного клина каретки рубанка, закрепленного на плите на один миллиметр, просвет меняется на одну десятую с небольшой погрешностью, которая по сути для меня не важна и вдаваться в глубину геометрических расчетов мне совсем не хотелось, просто при клине 1:10 то есть при десятикратном соотношении длины к высоте мы будем иметь именно такой параметр изменения просвета. Погрешность будет если отсчитывать длину перемещения на наклонной стороне клина а не на горизонтальном основании. Можно на основание нижнего клина закрепить кусок линейки или полотна рулетки для контроля величины перемещения, у меня до этого пока не дошли руки и все делается "на глаз", просто я сделал метки карандашом там где мне нужно и это меня сейчас устраивает. Теперь подробнее: Из обрезков бакелитовой фанеры 20мм. были изготовлены клинья подвижной каретки и чтобы они не смещались относительно неподвижных, было решено сделать пазовое соединение. Гребень подвижных клиньев был сделан на малой циркулярке в мастерской, а когда я прибыл к месту постройки лодки, клинья были прикреплены к плите , тем более для этого уже имелись отверстия, оставшиеся от устройства, потерявшего свою актуальность.

 

 

 

 

 

За тем от куска такой же фанеры но чуть толще (21мм)что вовсе не принципиально, были отпилены заготовки для нижних клиньев, обработаны и пазы так же пропилены на циркулярке. Длину оставил какая была и укрепил их на брусе. Брус по началу крепил на столе циркулярки но так как последняя в работе тоже была необходима, решил сделать рейсмус самостоятельным станком, сделав его на подобие "козла".

 

 

 

 

 

 

 

 

 Так как тяжести рубанка не хватает при проходе толстого слоя съема материала, в голову пришла мысль использовать автомобильную стяжку, а для фиксирования каретки по длине сделал простейшее устройство, которое можно видеть на снимках. Это полоска мебельной кромки ПВХ, одним концом которая закреплена подвижно саморезом к клину каретки, другим крепится на клине основания струбцинкой.

 

 

 

Приемная подошва рубанка выставляется на максимум. Первым проходом касаемся материала, за тем, перемещением каретки уменьшаем просвет и снимаем за проход 1-1,5мм путем перемещения каретки на 10-15мм. соответственно, и по достижении требуемой толщины заканчиваем строгание. Столик рейсмуса сделан из той же фанеры и благодаря ламинированной пластиком поверхности, подача детали не затруднена поскольку сопротивления трения практически нет. Если ножи установлены правильно то процесс не составляет особого труда, тем более что столик я тоже сделал по возможности большой длины, что только улучшает показатели точности рейсмуса и позволяет даже изогнутые заготовки превращать в ровные и плоские. Так как клинья у меня не получились идеальными то разница высоты просвета на столике на ширине 120мм. колеблется в пределах 0-0,6мм, что для меня пока не критично, т.к. на рейке шириной 25-30мм это практически не заметно. Надо отметить что рубанок выбрасывает стружку довольно кучно

 

 

и при попытке накинуть на сопло тары в виде канистры с подходящим горлышком, процесс отвода стружки резко изменялся и бОльшая ее часть летела из под ножей навстречу заготовке т.е. в лицо оператору.А вытряхивать потом из канистры стружку весьма длительное занятие. Так что подключать рубанок нужно только к аспирационной системе, циклону или пылесосу. Надеюсь что моя статья поможет ищущим и послужит принципиальным примером.

Добавить комментарий

Для добавления комментария, прошу Вас зарегистрироваться на сайте. Постарайтесь быть корректным, не сквернословить, делиться соображениями в данной статье только именно по рассматриваемой теме. За рекламу ресурсов, товаров, предложений не по теме-бан.

Защитный код
Обновить